Previous Entry Share Next Entry
Платон. "Федон" (пер. С.П. Маркиша)
sulzberger
Действующие лица:

Эхерат
Федон
Сократ и философы, его окружающие

Эхерат просит Федона, который был рядом с Сократом в день кончины последнего, рассказать о том, что говорил и как держался Сократ.

"Я видел поступки и слышал речи счастливого человека!"
И в это действительно можно поверить, ведь Сократ просил не оплакивать его кончилу и говорил своим друзьям, что жизнь он воспринимает как мучительную болезнь, а уход из неё - как выздоровление и исцеление.

"Это было какое-то совершенно небывалое чувство, какое-то странное смешение удовольствия и скорби"

В этот день Сократ и его друзья беседовали о смерти, о ценности жизни. Сократ привёл неоспоримый аргумент в пользу того, что самоубийство - это неблагочестивое деяние. Ведь жизнь даровали боги, и они разгневаются, если ты отнимешь её у себя без их позволения.

"Я полон радостной надежды, что умерших ждет некое будущее и что оно, как гласят и старинные предания, неизмеримо лучше для добрых, чем для дурных".

Сократ видит радость и удовлетворение для философа в смерти в том, что душа отделяется от тела и, таким образом, ничто не мешает ей существовать и развиваться.

Кебет же сомневается в том, что душа после смерти не растворяется в воздухе, а остаётся целым.

Сократ приводит четыре доказательства бессмертия души.

1) взаимопереход противоположностей.

Сократ доказывает, что смерть возникает из жизни и наоборот.

2) знание как припоминание того, что было до рождения человека

"То, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом"

"Мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы"

3) самотождество идеи (эйдоса) души

Сократ обозначает два вида сущности - зримое и безвидное.

"Душа решительно и безусловно ближе к неизменному, чем к изменяющемуся".

"Душа, смешанная с телесным, тяжелеет, и эта тяжесть снова тянет ее в видимый мир"

4) теория души как эйдоса жизни

Сократ рассказывает о том, как разными способами искал истину: познавая природу, читая учения Анаксагора об Уме.

"Я решил, что надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия"


Делая космогонические выводы о Земле, Сократ говорит мудрые вещи, например, о том, что та часть, которые они, греки, знают, - лишь малая толика по сравнению с остальным пространством. Сократ считает, что они живут в некой земной впадине.

Главный вывод Сократа:
"Нечего тревожиться за свою душу человеку, который в течение целой жизни пренебрегал всеми телесными удовольствиями, и в частности украшениями и нарядами, считал их чуждыми себе и приносящими скорее вред, нежели пользу, который гнался за иными радостями, радостями познания, и, украсив душу не чужими, но доподлинно ее украшениями — воздержностью, справедливостью, мужеством, свободою, истиной, ожидает странствия в Аид, готовый пуститься в путь, как только позовет судьба".

?

Log in